В соответствии с поступившим запросом Шестого Кассационного Суда Общей Юрисдикции мировыми судьями Промышленного района г. Оренбурга проведено обобщение по изучению практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нормы ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неуплату родителем (трудоспособными детьми) без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (нетрудоспособных родителей), в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. Таким образом, существенными признаками объективной стороны данного правонарушения являются: период, в течение которого допущен факт неуплаты алиментов; отсутствие уважительных причин для неуплаты алиментов, а также то, что факт неоплаты алиментов допущен в нарушение порядка, предусмотренного решением суда или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов.
В 2017 году на судебные участки мировых судей Промышленного района г.Оренбурга поступило 90 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых 87 лиц привлечены к административной ответственности, в отношении 3 лиц, вынесено постановление о прекращении производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
За аналогичный период 2018 года поступило 86 протоколов об административных правонарушениях вышеуказанной категории, что говорит о незначительном снижении административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых 82 лица привлечены к административной ответственности. В отношении четырех лиц, протоколы об административном правонарушении по ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, возвращены должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении. Основанием возвращения протокола об административной ответственности послужило - неполнота представленных материалов, и неправильное составление протокола об административном правонарушении. Определением мирового судьи судебного участка № 11 Промышленного района г.Оренбурга, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 13 Промышленного района г.Оренбурга от 07.06.2018 протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в отношении С. возвращен должностному лицу, в связи с неправильностью составления протокола и неполнотой представленных документов.
В 2019 году за аналогичный период на судебные участки поступило 88 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых 85 лиц привлечены к административной ответственности, в отношении 1 лица, вынесено постановление о прекращении производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. В отношении двух лиц, протоколы об административном правонарушении по ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, возвращены должностному лицу, составившего протокол об административном правонарушении. Основанием возвращения протокола об административной ответственности послужило - неполнота представленных материалов. Мировым судьей судебного участка № 11 Промышленного района г.Оренбурга 30.12.2019 возвращен протокол об административной ответственности должностному лицу в отношении М., привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ. Правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ, является длящимся, и один из обязательных критериев объективной стороны правонарушения - срок неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев с момента возбуждения исполнительного производства.
Для привлечения лица к административной ответственности неуплата алиментов должна осуществляться в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов. Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Под правильным исполнением судебного акта подразумевается его исполнение в точном соответствии с тем способом и порядком его исполнения, которые определены законодательством и самим судебным актом. Согласно ч. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ алиментные платежи должны оплачиваться ежемесячно в полной сумме. Неуплата алиментных платежей в установленные сроки, а также оплата не в полном объеме, то есть не в том объеме, который определен судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов, является неуплатой средств в нарушение судебного акта или указанного соглашения; то есть в нарушение того способа и порядка исполнения, который определен исполнительным документом. Таким образом, под нарушением, о котором идет речь в ст. 5.35.1 КоАП РФ могут пониматься нарушения порядка исполнения исполнительного документа, которое выражается в виде неуплаты алиментов в полном объеме, уплаты алиментов не в полном объеме и уплаты алиментов с нарушением сроков их оплаты. Неуплата алиментов в полном объеме. При этом последующие действия по погашению задолженности не являются основанием для непривлечения виннового лица к административной ответственности. Правонарушения, предусмотренные ст. 5.35.1 КоАП РФ, уполномочены выявлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица ФССП России (п. 1 и п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Вместе с тем, с учетом специфики состава данного административного правонарушения, предусматривающего исчисление срока неуплаты алиментов с момента возбуждения исполнительного производства, о которым должностные лица органов внутренних дел объективно не могут знать, поскольку исполнительные производства могут находится в производстве только судебных приставов-исполнителей, основную массу данных правонарушений выявляют должностные лица ФССП России. При выявлении признаков состава административного правонарушения должностное лицо ФССП России возбуждает дело об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составляется с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку указанный протокол должен быть рассмотрен и решение по нему должно быть принято в день составления протокола. Дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ подведомственны мировым судьям (ст. 23.1 КоАП РФ). Санкция ст. 5.35.1 КоАП Российской Федерации предусматривает в качестве наказания обязательные работы либо административный арест. Согласно п. 23.4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо обязательных работ, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу. Таким образом, орган, составивший протокол об административном правонарушении, обязан обеспечить доставку лица, в отношении которого составлен протокол, в суд, рассматривающий дело об административном правонарушении. Необеспечение указанной доставки является основанием для возвращения материалов. Вместе с протоколом об административном правонарушении в суд, рассматривающий дело, представляются доказательства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, а также вину лица, привлекаемого к административной ответственности. Согласно диспозиции статьи 5.35.1 КоАП РФ административная ответственность наступает не только за уклонение от исполнения судебного решения о взыскании алиментов, но и за уклонение от исполнения нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов. В соответствии с положениями главы 16 «Соглашение об уплате алиментов» Семейного кодекса Российской Федерации соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплат алиментов) заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению и имеет силу исполнительного листа. Согласно статье 12 Федерального закона № 229-ФЗ нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии являются исполнительными документами. Кроме того, одним из условий наступления административной за уклонение от уплаты алиментов законодатель определил отсутствие уважительных причин их неуплаты и неоднократность неуплаты алиментов. Под уважительными причинами неуплаты алиментов следует понимать обстоятельства, при которых задолженность по алиментам образовалась у лица: в случае его болезни (часть 2 статьи 114 СК РФ); по вине других лиц, в частности, в связи с несвоевременной выплатой заработной платы работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком алиментных сумм; при наличии доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайные и непредотвратимые условия). При этом приведенный перечень обстоятельств не является исчерпывающим и причины неуплаты алиментов устанавливаются в каждом конкретном случае отдельно. Таким образом, для привлечения должника к ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ необходимо соблюдение следующего ряда условий:
1. Наличие возбужденного исполнительного производства о взыскании алиментов на основании вступившего в законную силу судебного решения (судебного акта, судебного приказа) либо нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов.
2. Срок с момента возбуждения исполнительного производства превышает 2 месяца.
3. Должник надлежащим образом уведомлен о судебном решении (нотариальном соглашении), возбужденном исполнительном производстве, при этом им в указанный срок не приняты меры по уплате алиментов.
4. Отсутствуют уважительные причины неуплаты.
5. Должник не находится в розыске, не признан судом безвестно отсутствующим.
6. Действие должника не содержит уголовно наказуемого деяния.
При указанных обстоятельствах должностное лицо ФССП России составляет протокол об административном правонарушении, которое направляет судье для рассмотрения по существу.
Анализ положений ст. 25.2, 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что участие потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении является его правом, а не обязанностью. И в случае, если потерпевший не воспользовался указанным правом, дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено на основании имеющихся материалов. Вместе с тем, в материалах об административном правонарушении имеются заявления потерпевших о рассмотрении дела об административном правонарушении в их отсутствии. Мировыми судьями, лица, привлекаемые к административной ответственности по ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ не освобождались от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения. Обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает, что дела возбуждены и рассмотрены, с соблюдением норм КоАП РФ.