Обобщения и стат. отчёты

  • СПРАВКА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ МИРОВЫМИ СУДЬЯМИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА ГОРОДА ОРЕНБУРГА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА (ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ)» ЗА ПЕРИОД С 01.01.20 по 25.12.2020.
    Читать

    Медиация (в переводе с англ. – посредник, посредничество) - одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
    Медиация предлагает более удобный и быстрый способ разрешения споров, который отличается гибкостью и гарантирует исполняемость решений, принятых в ходе процедуры медиации, экономит судебные издержки. Процедура медиации может быть проведена как до подачи иска в суд, так и после начала судебного разбирательства.
    Судебная медиация – это технология мирного урегулирования споров как в досудебном порядке, так и на различных стадиях судебных процессов. Она значительно ускоряет и упрощает разрешение гражданских конфликтов – не только для судей, но и, прежде всего, для спорящих сторон. Примирительная процедура (медиация) применяется в качестве альтернативной процедуры урегулирования споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений.
    Данная процедура осуществляется с участием независимого лица - медиатора на основе добровольного согласия сторон и в целях достижения ими взаимоприемлемого решения путем переговоров (пункты 1, 2 статьи 1, пункт 2 статьи 2, статья 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
    В случае успешного проведения процедуры медиации, ее результаты оформляются медиативным соглашением, которое служит основой для мирового соглашения, утверждаемого судом. Данная процедура осуществляется с участием независимого лица - медиатора на основе добровольного согласия сторон и в целях достижения ими взаимоприемлемого решения путем переговоров.
    В настоящее время развитие примирительных процедур является одним из приоритетных направлений совершенствования существующих в Российской Федерации механизмов урегулирования споров и защиты нарушенных прав граждан.
    В Оренбургской области получили сертификаты профессиональных медиаторов, выданные Центром правовых технологий и примирительных процедур (медиации) ГОУ ВПО «Уральская государственная юридическая академия» г. Екатеринбург.
    На сегодняшний день в городе Оренбурге работают четыре медиатора, обладающие сертификатом профессионального медиатора: - Демченко Елена Васильевна – кандидат юридических наук, доцент Оренбургского института (филиала) ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия» (г.Оренбург, ул.Комсомольская, д.50, кабинет медиации, т. 8 ( 3532) 20-69-54); - Мазитова Виктория Сергеевна – преподаватель Оренбургского института (филиала) ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия» (г.Оренбург, ул.Комсомольская, д.50, кабинет медиации, т. 8 ( 3535) 27-69-56); - Соломкина Дина Яковлевна – адвокат, Организация Союза юристов Оренбуржья (г.Оренбург, ул. 9 Января, д.34, «Дом юриста», т.8 ( 3532) 78-05-39, 8 ( 3532) 77-61-23). Чешин Андрей Владимирович, директор ООО «Юридическое бюро «СИРИУС» г. Орск, ул. Нефтяников, д. 12, тел.: (3537) 218404; г. Оренбург, пр.Победы, д. 131, тел.: (3532) 475732.
    К мировым судьям Промышленного района города Оренбурга за защитой прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения медиативного соглашения, за указанный период лица не обращались. Решения о понуждении к исполнению медиативного соглашения мировыми судьями Промышленного района города Оренбурга не принимались.
    В целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 года №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре медиации» мировыми судьями Промышленного района города Оренбурга проводятся следующие мероприятия:
    - порядок проведения процедуры медиации разъясняется посредством наружного размещения соответствующей информации на стенде, который размещён на 3 этаже здания суда, расположенного по адресу город Оренбург, улица Карагандинская, дом 59/3. - на сайтах судебных участков Промышленного района города Оренбурга так же размещена информация для граждан (имеется отдельная вкладка («Медиация»), из которой они могут почерпнуть базовую информацию о процедуре медиации, список медиаторов;
    - на оперативных совещаниях мировые судьи постоянно ориентируются на то, что по делам, которые длительное время находятся в производстве суда, необходимо ещё раз предложить сторонам воспользоваться услугами медиатора, подробно разъяснить сторонам о всех преимуществах данной процедуры;
    - в определениях о принятии искового заявления к производству, подготовке дела к слушанию, и назначению судебного заседания, направляемых сторонам, разъясняется о том, что стороны вправе провести процедуру медиации на любой стадии судебного разбирательства. В соответствие со статьей 169 ГПК Российской Федерации суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий шестидесяти дней, по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации. Как показывает практика, стороны соглашаются пройти процедуру медиации в исключительных случаях, после того, как судьями в судебных заседаниях затрачивается значительное время на разъяснение сущности процедуры медиации и ее преимуществ. Процедура медиации может быть применена по следующим категориям дел: 1) по делам о защите прав потребителей; 2) по жилищным спорам; 3) по спорам, возникающим из брачно-семейных отношений (о взыскании алиментов в твердой денежной сумме на содержание несовершеннолетнего ребенка; о расторжении брака, о разделе имущества, нажитого в период брака); 4) по делам, возникающим из имущественных и иных отношений (о взыскании долга); 5) по иным категориям дел.
    В период с 01 января 2020 года по 25 декабря 2020 года мировыми судьями Промышленного района города Оренбурга при рассмотрении гражданских дел сторонам разъяснялось право на обращение к медиаторам для урегулированию спора путем проведения процедуры медиации. Однако стороны согласия на проведение процедуры медиации не давали. Таким образом, мировыми судьями Промышленного района города Оренбурга применяются все допустимые действующим законодательством способы примирения сторон, однако практика рассмотрения дел показала, что наиболее эффективным и, соответственно, часто используемым способом примирения сторон является заключение сторонами мирового соглашения без применения процедуры медиации. Случаев, когда стороны использовали процедуру медиации при рассмотрении дел в суде, за указанный период не было. Мировые соглашения на основании заключенных сторонами медиативных соглашений мировыми судьями Промышленного района города Оренбурга не утверждались. Случаев отказа в утверждении судом медиативного соглашения, заключенного сторонами, в практике суда также не имелось. В связи с тем, что мировыми судьями Промышленного района города Оренбурга за указанный период не применялась примирительная процедура медиации, фактов отказа истцов от иска (в т.ч. частично), признания ответчиками исковых требования (в т.ч. частично), признания стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, а также заключения сторонами соглашения по обстоятельствам дела по результатам медиации не имели место. За период с 01.01.2020 по 25.12.2020 у мировых судей Промышленного района города Оренбурга фактов обращения с исковыми заявлениями к медиаторам о возмещении вреда, причиненного вследствие проведения процедуры медиации, не зафиксировано. Положительным качеством рассматриваемой процедуры является небольшой срок урегулирования конфликта, поскольку нет необходимости собирать доказательства, привлекать свидетелей, назначать экспертизы и т.п. Как следует из практики, судебные постановления (определения о прекращении производства по делу), вынесенные после процедуры медиации, в суд вышестоящей инстанции сторонами не обжаловались. Кроме того лица, участвующие в процедуре медиации, не обращались с жалобами на неисполнение или ненадлежащее исполнение медиативного соглашения. Данное обстоятельство приводит к выводу о том, что в результате процедуры медиации стороны урегулировали возникший конфликт самостоятельно, выработали приемлемые для них условия медиативного соглашения, что и способствовало его добровольному исполнению. Таким образом, процедура медиации уменьшила нагрузку на суд, в том числе и на суды вышестоящих инстанций, что является немаловажным. При разъяснении сторонам на беседах и в ходе судебных заседании их прав, в том числе права на проведение медиации, у судов нет физической возможности разъяснить конкретно, что это за институт, чем именно он занимается, и какие плюсы из этого можно извлечь, в связи с временной ограниченностью, из-за чего чаще всего для граждан эта отрасль остается мало изученной, не понятной, соответственно, желания обращаться за помощью к медиаторам не возникает. Непросвещенность граждан в данном вопросе является основной причиной низкой популярности применения процедуры медиации. Если коснуться процессуальных препятствий в более частом и эффективном использовании института медиации, то они также имеют место. Так, например, мировой судья ограничен сроком в один месяц для рассмотрения дела в первой инстанции. В случае, если лицо, подавшее иск, впоследствии изъявит желание обратиться к медиатору, то суд в соответствии с действующим ГПК РФ не имеет право на приостановление производства по делу, соответственно, дело будет рассмотрено с нарушением срока. Проблем при применении положений норм ГПК РФ, посвященных вопросам примирения сторон, не возникало. Случаев использования примирительных процедур в целях злоупотребления процессуальными правами и затягивания судебного разбирательства, не зафиксировано. Спорных или проблемных вопросов, возникающих в связи с применением Федерального закона от 27.07.2010 года №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре медиации», не имеется.
     
  • Обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и ч. 4 ст. 12.2 КоАП РФ
    Читать

    За период с 09.01.2020 года по 25.12.2020 года мировым судьей судебного участка № 11 Промышленного района г. Оренбурга рассмотрено 7 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, из них 1 дело передано по подсудности, 6 дел с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
    Часть 2 ст. 12.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть.
    За данный вид административного правонарушения законодатель предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
    Частью 4 ст. 12.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками. Совершение данного правонарушения влечет за собой применения административного наказания в виде лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.
    За период с 09.01.2020 года по 25.12.2020 года мировым судьей судебного участка № 11 Промышленного района г. Оренбурга рассмотрено 2 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 12.2 КоАП РФ, из них 1 дело передано по подсудности, 1 дело с назначением административного наказания в виде лишение права управления транспортными средствами.
    В силу п. 2.2 Правил дорожного движения, водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа - и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано. Отличительные знаки государства могут помещаться на регистрационных знаках.
    На основании п. 66  Постановления Правительства РФ от 3 ноября 2015 г. N 1194 "О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств" на каждом транспортном средстве категорий M и N должны быть предусмотрены места установки одного переднего и одного заднего государственного регистрационного знака. Место для установки государственного регистрационного знака должно представлять собой плоскую вертикальную поверхность и располагаться таким образом, чтобы исключалось загораживание государственного регистрационного знака элементами конструкции транспортного средства. При этом государственные регистрационные знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов транспортного средства, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит транспортного средства. Государственный регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии транспортного средства или слева от нее по направлению движения транспортного средства
    При этом, согласно приложению № 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), под транспортным средством категории М понимается Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров (п.2).
    При определении вида и размера наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, а также наличие обстоятельств, смягчающих, отягчающих, исключающих наказание.
     
    Помощник мирового судьи Маркина О.С. 25.12.2020.



     
  • Проведено обобщение практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, за 9 месяцев 2020 года.
    Читать

             Часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
             Субъектами правонарушения по ч. 1 ст.15.6 КоАП РФ являются граждане и должностные лица (главный бухгалтер (бухгалтер) организации, а при их отсутствии в штате - руководитель, если обязанность по представлению сведений в налоговые органы не возложена на иных работников, которым поручены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации (финансового директора, налогового менеджера, налогового контролера и т.п.)).
             Субъективная сторона данного правонарушения может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Отказ представить (направить) сведения подразумевает наличие вины в форме умысла. Непредставление сведений в установленный срок, а равно представление сведений в неполном объеме или искаженном виде подразумевает наличие вины как в форме умысла, так и неосторожности.
              Всего за 9 месяцев 2020 года мировым судьей судебного участка № 11 Промышленного района г.Оренбурга рассмотрено 2 дела данной категории, 1 дело – направлено по подведомственности, по 1 делу производство по делу прекращено, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
              За аналогичный период 2019 года мировым судьей рассмотрено 12 дел данной категории, к административной ответственности привлечены 12 лиц, из них: 12 - должностных лиц.
              Из числа лиц, подвергнутых наказанию по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа – 12 должностным лицам в сумме по 300 рублей.
             В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались. В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались. По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол в тот же срок.


    Помощник мирового судьи судебного участка № 11 Промышленного района                   г. Оренбурга Маркина О.С.
    29.09.2020.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
            Проведено обобщение практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, рассмотренным за 9 месяцев 2020 года.
           За указанный период на судебный участок № 11 Промышленного района г. Оренбурга всего поступило дел по указанной выше категории  - 9, из них рассмотрено 9 с назначением наказания в виде обязательных работ.
           За аналогичный период 2019 года, на судебный участок поступило 14 дел, из них 2 возвращены в орган, должностному лицу, составившему протокол, 12 дел рассмотрено с назначением наказания в виде обязательных работ.
           Основаниями для возвращения протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в орган, должностному лицу, составившему протокол, явились неправильное составление протоколов, неполнота представленных материалов  (отсутствие постановления о прекращении исполнительного производства, постановления о назначении административного наказания с отметкой о втсуплении в законную сили, сведений о судимости).  При рассмотрении в судебном заседании дела об административном правонарушении, у суда нет возможности устранить недостатки протокола и материалов, к нему приложенных, что является безусловным основанием для возврата протокола об административном правонарушении должностному лицу, его составившему.
            Случаев признания административного правонарушения, предусмотренного
    ст. 5.35.1 КоАП РФ малозначительным не имелось.
             В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались. В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались. Постановления по делам данной категории объявлялись немедленно по окончании рассмотрения дела и  в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол в тот же срок.


    Помощник мирового судьи судебного участка № 11 Промышленного района                   г. Оренбурга Маркина О.С.
    29.09.2020
     
  • Итоги работы мировых судей за первое полугодие 2020 года.
    Читать

    В Промышленном районе города Оренбурга 7 судебных участков. В первом полугодии 2020 года правосудие на судебных участках Промышленного района города Оренбурга осуществляют 7 мировых судей.              
     В период ежегодных отпусков, нетрудоспособности, взаимозаменяемость мировых судей осуществлялась на основании постановлений председателя Промышленного районного суда г. Оренбурга. 
     
                                         УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА
     
            рассмотрено уголовных дел мировыми судьями
     
     
    Первое полугодие 2019 года
     
    Первое полугодие 2020 года
     
    количество дел (разница)
     
     
    рассмотрено
     
    168
    108
    - 60
    с вынесением приговора
    104
    76
    - 28
    с прекращением дела
    61
    30
    - 31
    возвращено прокурору
    0
    0
    -
    направлено по подсудности
    2
    2
    -
    применение мер медицинского характера
    1
    1
    -
     
     
    В первом полугодии 2020 года, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года,  рассмотрено на 60 уголовных дел меньше.
     
    Количество уголовных дел, рассмотренных с вынесением приговора,  уменьшилось - на 28 дел, количество прекращенных дел уменьшилось на 31 дело.
                
    О назначении наказаний мировыми судьями (по лицам)
     
     
     
    Первое полугодие 2019 года
     
    Первое полугодие 2020 года
    оправдано
    3
    1
    осуждено
    102
    75
    с лишением свободы
    17
    17
    с лишением свободы условно
    0
    0
    исправительные работы
    16
    7
    исправительные работы условно
    0
    0
    штраф
    48
    39
    ограничение свободы
    12
    6
    обязательные работы
    9
    6
    принудительные меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним
    1
    1
     
    В первом полугодии 2020 года, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года,  оправдательных приговоров уменьшилось на 2.
     
    Количество осужденных лиц уменьшилось на 27. 
    Уменьшилось число лиц, которым назначено наказание в виде:
    - исправительных работ на 9,
    - штрафа на 9,
    - обязательных работ на 3,
    - ограничения свободы на 6
     
    В сравнении с 1 полугодием 2019 года остались прежними показатели:
    - назначение наказания в виде лишения свободы,
    - назначение наказания в виде лишения свободы условно,
    - назначение наказания в виде исправительных работ условно,
    - применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним.
     
    Качество уголовных дел, рассмотренных мировыми судьями в первом полугодии 2020 года (сведения по факту).
     
     
    Ф.И.О.
    всего    дел
     
    отменено
     
    изменено
     
     2019 год
        (%)
    Бардина Н.И
    16
    0
    0
    100%
    Нуждина Т.А.
    19
    0
    0
    100%
    Кильдяшева С.Ю.
    11
    0
    0
    100%
    Полисадова О.В.
    16
    0
    1 (не брак)
    100%
    Батурина В.Г.
    18
    0
    0
    100%
    Чернова Н.А.
    14
    0
    0
    100%
    Силин К.Н.
    14
    0
    0
    100%
    ВСЕГО
    108
    0
    1 (не брак)
    100%
                    В первом полугодии 2020 года апелляционной инстанцией приговоры, вынесенные мировыми судьями, не отменялись, 1 приговор изменен (не брак). Процент утверждаемости составил - 100 %.
     
     
    ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
     
    Количество рассмотренных дел об административных  правонарушениях
     
     
     
    Первое полугодие 2019 года
    Первое полугодие 2020 года
    рассмотрено 
    2373
     2311
    подвергнуто наказанию
    1950
    1836
    рассмотрено с нарушенным сроком
    0
    0
     
       При рассмотрении дел об административных правонарушениях наблюдается тенденция уменьшения их количества. По сравнению с первой половиной 2019 года количество рассмотренных дел уменьшилось на 62, количество лиц, подвергнутых наказаниям, уменьшилось на 114.
     
    Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях
    мировыми судьями Промышленного района г.Оренбурга
     
    В первой половине 2020 года все дела об административных правонарушениях  рассмотрены в срок, установленный КоАП РФ.
     
     
     Детально по мировым судьям, следующие показатели:
    (сведения по факту)
     
     
    Ф.И.О. судьи
     
     
    окончено дел
     
     
    с нарушенным                
           сроком
     
     
    % дел с нарушенным сроком
     
    Бардина Н.И.
    299
    0
    0
    Нуждина Т.А.
    331
    0
    0
    Кильдяшева С.Ю.
    398
    0
    0
    Полисадова О.В.
    305
    0
    0
    Батурина В.Г.
    363
    0
    0
    Чернова Н.А.
    290
    0
    0
    Силин К.Н.
    325
    0
    0
    ВСЕГО
    2311
    0
    0
                                
    Качество дел об административных правонарушениях
    (сведения по факту)
     
     
    Ф.И.О.
    всего   дел
    отменено
     
     
    изменено
     
    2020 год 
    (%)
    Бардина Н.И.
    299
    1
    0
    99,67%
    Нуждина Т.А.
    331
    0
    0
    100%
    Кильдяшева С.Ю.
    398
    2
    0
    99,50%
    Полисадова О.В.
    305
    0
    0
    100%
    Батурина В.Г.
    363
    2
    0
    99,45%
    Чернова Н.А.
    290
    0
    0
    100%
    Силин К.Н.
    325
    1
    0
    99,68%
    ВСЕГО
    2311
    6
    0
    99,73%
     
    В первой половине 2020 года апелляционной инстанцией отменено  6 постановлений, при этом:
    5 -  с прекращением производства по делу,
    1 - отменено с направлением на новое рассмотрение.
    Процент утверждаемости составил 99,73 %.
     
    ГРАЖДАНСКИЕ ДЕЛА
    (в порядке ГПК РФ)
     
    Рассмотрено гражданских дел мировыми судьями в порядке ГПК РФ
     
     
     
     
    рассмотрено
     
     Первое полугодие 2019 года
     
     Первое полугодие 2020 года
    8531
     
    11223
                         
     
    Детально по судебным участкам показатели следующие:
     
     
     
    № судебного участка
    Первое полугодие 2019 года
    Первое полугодие 2020 год
    Всего
    рассмотрено
    в рамках искового производства
    Всего рассмотрено гражданских дел
    Из них, в порядке искового производства
    (решения и определения:
    -без рассмотрения, подсудность, прекращения производства)
    без судебных приказов
    с/у 8
    965
    87
    1710
    56
    с/у 9
    1213
    106
    1581
    61
    с/у 10
    1280
    129
    1468
    91
    с/у 11
    1461
    116
    1916
    88
    с/у 12
    1106
    100
    1616
    98
    с/у 13
    1034
    97
    1316
    63
    с/у 14
    1449
    125
    1616
    50
     
    ВСЕГО
     
     
    8508
     
    760
     
    11223
     
    507
     
     
     
    Из указанных дел рассмотрено с вынесением судебного приказа
     
     
     
    № судебного участка
     
    Первое полугодие 2019 года
    рассмотрение дел
    с вынесением
    судебного приказа
     
     
    Первое полугодие 2020 года
    рассмотрение дел
    с вынесением
    судебного приказа
    с/у 8
    878
    1654
    с/ у  9
    1107
    1519
    с/у 10
     
    1151
    1377
    с/у 11
     
    1345
    1828
    с/у 12
     
    1006
    1518
    с/у 13
    937
    1253
    с/у 14
    1324
    1567
     
    ВСЕГО
     
    7748
     
    10716


     
        В первой половине 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года количество рассмотренных гражданских дел в порядке искового производства уменьшилось на 253, что составляет 33,39 %.
        Количество дел, рассмотренных с вынесением судебного приказа,  увеличилось на 2968, что составляет 38,31 %. 
     
                                                                                                      Качество гражданских  (в порядке ГПК РФ)
    (сведения по факту)
     
     
    Ф.И.О.
    всего
    дел окончено с вынесением решений и судебных приказов)
     
    (из отчета по факту ст.10)
    Из них, с вынесением  решений 
     
     
     
     
    (из отчета по факту
    ст.10 - ст.11)
     
    отменено
     
     
    изменено
     
     
    2020 год (%)
    Бардина Н.И.
    1642
    43
    0
    0
    100%
    Нуждина Т.А.
    1796
    61
    0
    0
    100%
    Кильдяшева С.Ю.
    1500
    62
    1
    1
    99,93%
    Полисадова О.В.
    1680
    57
    0
    0
    100%
    Батурина В.Г. 
    1294
    74
    0
    0
    100%
    Чернова Н.А.
    1554
    67
    1
    1
    99,94%
    Силин К.Н.
    1670
    37
    0
    0
    100%
    ВСЕГО
    11136
    401
    2
    2
    99,98%
     
    В первой половине 2020 года в апелляционном порядке обжаловано 22 решения, из них:
    - отменено  - 2
    - изменено -  2
    Процент утверждаемости составил 99,98 %.
     
     АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЛА 
    (в порядке КАС РФ)
     
    Рассмотрено административных дел мировыми судьями
    в порядке КАС РФ
     
     
     
     
    рассмотрено
     
     Первое полугодие 2019 года
     
     Первое полугодие 2020 года
    1388
     
    2582
     
                         
     
    Детально по судебным участкам показатели следующие:
     
     
     
    № судебного участка
    Первое полугодие 2019 года
    Первое полугодие 2020 год
    Всего
    рассмотрено
    в рамках искового производства
    Всего рассмотрено гражданских и административных дел (в порядке  КАС РФ)
    Из них, в порядке искового производства
    (решения и определения:
    -без рассмотрения, подсудность, прекращения производства)
    без судебных приказов
    с/у 8
    237
    0
    437
    0
    с/у 9
    197
    0
    332
    0
    с/у 10
    214
    0
    426
    0
    с/у 11
    213
    0
    451
    0
    с/у 12
    205
    0
    420
    0
    с/у 13
    204
    0
    269
    0
    с/у 14
    118
    0
    247
    0
     
    ВСЕГО
     
     
    1388
     
    0
     
     
    2582
     
    0
     
     
     
     
    Все дела  рассмотрены с  вынесением судебного приказа
     
    В первой половине 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года количество рассмотренных административных дел увеличилось на 1194, что составляет 86,02 %. 
        Качество административных дел  (в порядке  КАС РФ)(сведения по факту)
     
     
     
    Ф.И.О.
    всего
    дел окончено с вынесением решений и судебных приказов)
    (из отчета по факту ст.12)
    Из них, с вынесением  решений 
     
     
     
     
     
    отменено
    вышестоящей инстанцией
     
    изменено
    вышестоящей инстанцией
     
    2020 год (%)
    Бардина Н.И.
    472
    0
    0
    0
    100%
    Нуждина Т.А.
    308
    0
    0
    0
    100%
    Кильдяшева С.Ю.
    391
    0
    0
    0
     100%
    Полисадова О.В.
    475
    0
    0
    0
    100%
    Батурина В.Г. 
    377
    0
    0
    0
    100%
    Чернова Н.А.
    315
    0
    0
    0
    100%
    Силин К.Н.
    244
    0
    0
    0
    100%
    ВСЕГО
    2582
    0
    0
    0
    100%
     
    Нагрузка на судебных участках за 2020 год по материалам, рассматриваемым в порядке исполнения судебного решения и проч.
    (по оперативному отчету)
     
     
    № судебного участка
     
     
    Рассмотрено заявлений в порядке исполнения в рамках  уголовного судопроизводства
     
    Рассмотрено заявлений в порядке исполнения в рамках  гражданского и административного
    судопроизводства
    Рассмотрено заявлений в порядке исполнения в рамках 
    дел об административных правонарушениях
    С/у 8
    1
    402
    1
    С/у 9
    19
    54
    1
    С/у 10
    8
    482
    6
    С/у 11
    8
    187
    1
    С/у 12
    0
    276
    0
    С/у 13
    12
    338
    3
    С/у 14
    4
    273
    1
    Всего
    52
    2012
    13
    СПРАВКА о работе канцелярии судебных участков    Промышленного  района г.Оренбурга за первое полугодие 2020 года 
     Зарегистрировано:
    - гражданских дел -  11485;
    - административных дел (КАС) - 2582
    - уголовных дел  - 170
    - дел об административных правонарушениях -  2575.
     Получено входящей корреспонденции -  20879.
     Назначено штрафов как мера уголовного наказания по уголовным делам (количество) -   39.
     Сумма наложенных штрафов по уголовным делам -    448500 рублей.
     Назначено судебных штрафов по прекращенным уголовным делам (количество)  -  8.
     Сумма наложенных штрафов по прекращенным уголовным делам -         рублей (из отчета по ущербу) -   84000 рублей.
     Назначено штрафов как вид наказания по делам об административных правонарушениях (количество) -   1528.
     Сумма наложенных штрафов по делам об административных правонарушениях (из отчета по ущербу) -  6802912  рублей.
     По гражданским делам (в порядке ГПК РФ) взыскано  -   300729778  рублей,
     Присуждено к уплате государственной пошлины по гражданским делам (в порядке ГПК РФ) -   360889 рубля.
     По административным делам (в порядке КАС РФ) взыскано (судебные приказы) –  20532648 рубля.
    Присуждено к уплате государственной пошлины по административным делам (в порядке КАС РФ) -    495466  рублей.  

    Старший мировой судья по Промышленному району г. Оренбурга Т.А. Нуждина
     
  • ОБОЩЕНИЕ по изучению практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Читать

    В соответствии с поступившим запросом Шестого Кассационного Суда Общей Юрисдикции мировыми судьями Промышленного района г. Оренбурга проведено обобщение по изучению практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
               Нормы ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неуплату родителем (трудоспособными детьми) без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (нетрудоспособных родителей), в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. Таким образом, существенными признаками объективной стороны данного правонарушения являются: период, в течение которого допущен факт неуплаты алиментов; отсутствие уважительных причин для неуплаты алиментов, а также то, что факт неоплаты алиментов допущен в нарушение порядка, предусмотренного решением суда или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов.
              В 2017 году на судебные участки мировых судей Промышленного района г.Оренбурга поступило 90 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых 87 лиц привлечены к административной ответственности, в отношении 3 лиц, вынесено постановление о прекращении производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
             За аналогичный период 2018 года поступило 86 протоколов об административных правонарушениях вышеуказанной категории, что говорит о незначительном снижении административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых 82 лица привлечены к административной ответственности. В отношении четырех лиц, протоколы об административном правонарушении по ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, возвращены должностному лицу, составившему  протокол об административном правонарушении. Основанием возвращения протокола об административной ответственности послужило - неполнота представленных материалов, и неправильное составление протокола об административном правонарушении. Определением мирового судьи судебного участка № 11 Промышленного района г.Оренбурга, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 13 Промышленного района г.Оренбурга от 07.06.2018 протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в отношении С. возвращен должностному лицу, в связи с неправильностью составления протокола и неполнотой представленных документов.
                В 2019 году за аналогичный период на судебные участки поступило 88 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых 85 лиц привлечены к административной ответственности, в отношении 1 лица, вынесено постановление о прекращении производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. В отношении двух лиц, протоколы об административном правонарушении по ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, возвращены должностному лицу, составившего протокол об административном правонарушении. Основанием возвращения протокола об административной ответственности послужило - неполнота представленных материалов. Мировым судьей судебного участка № 11 Промышленного района г.Оренбурга 30.12.2019 возвращен протокол об административной ответственности должностному лицу в отношении М., привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ. Правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ, является длящимся, и один из обязательных критериев объективной стороны правонарушения - срок неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев с момента возбуждения исполнительного производства.
          Для привлечения лица к административной ответственности неуплата алиментов должна осуществляться в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов. Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Под правильным исполнением судебного акта подразумевается его исполнение в точном соответствии с тем способом и порядком его исполнения, которые определены законодательством и самим судебным актом. Согласно ч. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ алиментные платежи должны оплачиваться ежемесячно в полной сумме. Неуплата алиментных платежей в установленные сроки, а также оплата не в полном объеме, то есть не в том объеме, который определен судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов, является неуплатой средств в нарушение судебного акта или указанного соглашения; то есть в нарушение того способа и порядка исполнения, который определен исполнительным документом. Таким образом, под нарушением, о котором идет речь в ст. 5.35.1 КоАП РФ могут пониматься нарушения порядка исполнения исполнительного документа, которое выражается в виде неуплаты алиментов в полном объеме, уплаты алиментов не в полном объеме и уплаты алиментов с нарушением сроков их оплаты. Неуплата алиментов в полном объеме. При этом последующие действия по погашению задолженности не являются основанием для непривлечения виннового лица к административной ответственности. Правонарушения, предусмотренные ст. 5.35.1 КоАП РФ, уполномочены выявлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица ФССП России (п. 1 и п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Вместе с тем, с учетом специфики состава данного административного правонарушения, предусматривающего исчисление срока неуплаты алиментов с момента возбуждения исполнительного производства, о которым должностные лица органов внутренних дел объективно не могут знать, поскольку исполнительные производства могут находится в производстве только судебных приставов-исполнителей, основную массу данных правонарушений выявляют должностные лица ФССП России. При выявлении признаков состава административного правонарушения должностное лицо ФССП России возбуждает дело об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составляется с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку указанный протокол должен быть рассмотрен и решение по нему должно быть принято в день составления протокола. Дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ подведомственны мировым судьям (ст. 23.1 КоАП РФ). Санкция ст. 5.35.1 КоАП Российской Федерации предусматривает в качестве наказания обязательные работы либо административный арест. Согласно п. 23.4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо обязательных работ, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу. Таким образом, орган, составивший протокол об административном правонарушении, обязан обеспечить доставку лица, в отношении которого составлен протокол, в суд, рассматривающий дело об административном правонарушении. Необеспечение указанной доставки является основанием для возвращения материалов. Вместе с протоколом об административном правонарушении в суд, рассматривающий дело, представляются доказательства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, а также вину лица, привлекаемого к административной ответственности. Согласно диспозиции статьи 5.35.1 КоАП РФ административная ответственность наступает не только за уклонение от исполнения судебного решения о взыскании алиментов, но и за уклонение от исполнения нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов. В соответствии с положениями главы 16 «Соглашение об уплате алиментов» Семейного кодекса Российской Федерации соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплат алиментов) заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению и имеет силу исполнительного листа. Согласно статье 12 Федерального закона № 229-ФЗ нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии являются исполнительными документами. Кроме того, одним из условий наступления административной за уклонение от уплаты алиментов законодатель определил отсутствие уважительных причин их неуплаты и неоднократность неуплаты алиментов. Под уважительными причинами неуплаты алиментов следует понимать обстоятельства, при которых задолженность по алиментам образовалась у лица:  в случае его болезни (часть 2 статьи 114 СК РФ);  по вине других лиц, в частности, в связи с несвоевременной выплатой заработной платы работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком алиментных сумм;  при наличии доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайные и непредотвратимые условия). При этом приведенный перечень обстоятельств не является исчерпывающим и причины неуплаты алиментов устанавливаются в каждом конкретном случае отдельно. Таким образом, для привлечения должника к ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ необходимо соблюдение следующего ряда условий:
    1. Наличие возбужденного исполнительного производства о взыскании алиментов на основании вступившего в законную силу судебного решения (судебного акта, судебного приказа) либо нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов.
    2. Срок с момента возбуждения исполнительного производства превышает 2 месяца.
    3. Должник надлежащим образом уведомлен о судебном решении (нотариальном соглашении), возбужденном исполнительном производстве, при этом им в указанный срок не приняты меры по уплате алиментов.
    4. Отсутствуют уважительные причины неуплаты.
    5. Должник не находится в розыске, не признан судом безвестно отсутствующим.
    6. Действие должника не содержит уголовно наказуемого деяния.
    При указанных обстоятельствах должностное лицо ФССП России составляет протокол об административном правонарушении, которое направляет судье для рассмотрения по существу.
    Анализ положений ст. 25.2, 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что участие потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении является его правом, а не обязанностью. И в случае, если потерпевший не воспользовался указанным правом, дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено на основании имеющихся материалов. Вместе с тем, в материалах об административном правонарушении имеются заявления потерпевших о рассмотрении дела об административном правонарушении в их отсутствии. Мировыми судьями, лица, привлекаемые к административной ответственности по ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ не освобождались от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения. Обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает, что дела возбуждены и рассмотрены, с соблюдением норм КоАП РФ.